«Шэнхинүүр шулуунууд» в память Намжила Балдано
В память Намжила Балдано, к его 110-летию, Буряад театр покажет спектакль «Шэнхинүүр Шулуунууд» («Поющие камни») 25 октября 18:30.
Народный писатель, народный артист Бурятии, заслуженный деятель искусств РСФСР Намжил Гармаевич Балдано родился 20 октября 1907 года в селе Оронгой в крестьянской семье. Учился в Жаргалантуйской церковно-приходской школе, в 1926-1928 годах находился на комсомольской работе. Вошел в историю бурятской культуры как автор сводного варианта и поэтической обработки бурятского героического эпоса «Гэсэр». Одного этого труда было бы достаточно, чтобы остаться навеки в памяти бурятского народа.
Однако Намжил Гармаевич оставил огромный след в создании и развитии бурятского театрального искусства. С 1929 года судьба Намжила Балдано связана с бурятским театром драмы, где более 20 лет работал артистом, режиссером, драматургом, художественным руководителем и директором.
В 1929 году в Верхнеудинске открывается Дом национального искусства с двумя студиями – театральной и музыкальной. Н. Балдано становится студентом театральной студии. Основной трудностью при обучении актерскому мастерству в то время было отсутствие национального репертуара. Вместе с педагогами студийцам приходилось самим коллективно сочинять, импровизировать небольшие сценки с текстом, а затем уже и целые пьесы.
В 1930 году, будучи студентом театральной студии техникума искусств, Н. Балдано сыграл роль богача в спектакле «Новый путь» по первой одноименной бурятской пьесе Апполона Шадаева и педагога техникума Михаила Хаптагаева.
В этом же году Намжил Балдано написал первую одноактную пьесу «Кулак и подкулачник», которую поставили как учебный спектакль студии. С этого произведения начинается путь Намжила Балдано как драматурга, им было написано более 30 больших и небольших пьес и сценок, которые шли на сцене бурятского театра. Пьесы первых лет отражали ранний этап коллективизации и ту острую борьбу, которая происходила в деревнях. Учащиеся, занятые в спектаклях, еще не обладали необходимыми профессиональными актерскими навыками. Спектакль «Новый путь» впервые показали летом 1932 года перед делегатами сессии Бурят-Монгольского ЦИК, тогда же было принято постановление об открытии в республике национального профессионального театра. Творческий состав техникума занялся подготовкой репертуара. В1932 году весь состав техникума выехал на гастроли в улусы республики, побывал со своими концертными программами в 27 улусах. Во время поездки студийцы собирали свои наблюдения и создали обозрение, разоблачающее вредительство кулаков во время посевной, все время обогащали свои наблюдения новыми и новыми событиями и фактами. Вернувшись в столицу, продолжали работу над созданным в поездке спектаклем, а студент Намжил Балдано, положив в основу это обозрение, которое назвали «Прорыв», написал пьесу под тем же названием. Этой пьесой 7 июля 1932 года открылся Государственный бурятский театр. В труппу театра вошел первый выпуск актеров, закончивших трехгодичный срок обучения: Намжил Балдано, Надежда Гендунова, Чойжинима Генинов, Антроп Ильин, Владимир Халматов, Юлия Шангина, Софья Халтагарова, Жугдур Пагбаин, Бальжинима Ринчино, Норма Гармаева, Роман Гаврилов, Мария Данилова, Санжидма Намсараева, Георгий Батубаев, Ульяна Болдонова. Имена многих основоположников бурятского театра после этого дня долгие годы украшали национальную сцену, ту клятву, которую произнесли в день открытия: служить избранному искусству верно и преданно, отдать все силы для развития театра – они пронесли через всю жизнь. Премьера спектакля прошла с успехом. Н. Балдано – автор пьесы, здесь же играл роль Доржи – молодого коммуниста, Найдан Гендунова – роль Жалмы-комсомолки. В спектакле эти роли представляли активную, организующую силу, за которыми шла основная масса улусников.
Свой первый сезон театр открыл 17 декабря 1932 года спектаклем «Барьеры» А. Шадаева и А. Миронского. Пьеса, также как и «Прорыв», родилась из наблюдений над моментами строительства паровозо-вагонного завода. Критики того времени, говоря об актерском исполнении, выделяли игру Ч. Генинова и Н. Балдано. Во втором сезоне в 1933 году театр поставил новую пьесу Н. Балдано «Кто он?». Недавний студент, сначала педтехникума, затем техникума искусств, настойчиво работая над собой, стал не только видным актером, но и драматургом, а позднее – и режиссером театра. Еще студентом актер и драматург Н .Балдано обнаружил склонность к режиссуре, в постановках первых спектаклей «Новый путь» и «Прорыв» участвовал в качестве второго режиссера.
Первой самостоятельной работой режиссера Н. Балдано была комедия Б. Барадина «Жигдэн», премьера которой состоялась в январе 1933 года и получила хорошие отзывы критиков.
Летом 1933 года двумя студентами режиссерского факультета ГИТИСа им. Луначарского А. Африкановым и С. Бенкендорфом была поставлена пьеса С. Третьякова «Рычи, Китай!», к тому времени обошедшая многие сцены мира. В качестве режиссера выступил Н. Балдано, помогавший русскому постановщику работать с бурятскими актерами. Он же играл роль капитана британского судна «Кокчефер», на борту которого происходили многие сцены. Владимир Халматов исполнял роль агента американской фирмы «Холлей», Ч. Генинов – китайского студента, Н. Гендунова – мальчика-боя. Именно эти роли были главными и заглавными, они выделялись четкой разработанностью, профессионализмом.
Нельзя не сказать еще об одной стороне творчества Н. Балдано в те годы – переводческой – в 1935 году была поставлена комедия Смоляна и Штока «Отважный трус» в переводе Н. Балдано. Из работ последующих лет наиболее значительными и удачными явились роли Береста в сп. А. Корнейчука «Платон Кречет» (1936-37гг.), постановка комедии А. Шадаева «Мэргэн», спектакль «Два друга», «Эржэн» (он же автор и постановщик), «Сын степей», «Один из многих» (1937г.). В этих пьесах зрители видели отражение проблем своего времени, охотно посещали эти спектакли о сегодняшнем дне, даже если они не были отмечены печатью большого успеха. В историю молодого бурятского театра вошли имена первых исполнителей главных ролей шекспировской трагедии: Отелло – Г. Цыдынжапов, Дездемона – М. Шамбуева, Яго – Н. Балдано, Кассио – В. Халматов, Эмилия – Т. Гергесова. «Отелло» стал итоговой работой труппы над произведениями мировой классики в 30-е годы.
В 1939 году режиссер русского театра Г. Мирский ставит «Коварство и любовь» Шиллера. Играли В. Халматов – в роли Фердинанда, Т.Гергесова –Луиза, музыкант Миллер – Ж. Иванов, Президент – Н. Балдано.
Сезон 1939-40 года в бурятском музыкально-драматическом театре был необычным, особенным. Республика готовилась к 1 Декаде искусства и культуры в Москве. Только что организованный музыкально-драматический театр поставил перед собой трудную задачу – показать на Декаде первую национальную оперу. Либретто будущей оперы написал Н. Балдано, положив в основу популярную у бурят историческую песню о Шоно-Баторе. Драматург взял из сюжета большого эпического сказания конфликт между сыновьями хана: страшим, трусливым, завистливым Эрхэ-Мэргэном, любимцем отца и младшим, благородным Шоно-Батором, получившим в либретто имя Энхэ. Обладает добрым, честным сердцем, богатырской силой, защищая простой народ, он вступает в конфликт с отцом, следовательно с коварным братом Эрхэ-Мэргэном. Используя фольклорные напевы и мелодии, музыку к опере написал профессор Свердловской консерватории М. П. Фролов. 20 октября 1940 года показом спектакля «Энхэ-Булад батор» в филиале Большого театра СССР состоялось торжественное открытие 1 Декады литературы и искусства Бурятии, спектакль прошел с большим успехом. Прошло около 80 лет как Намжил Гармаевич создал это произведение, и сегодня оно занимает достойное место в репертуаре академического театра оперы и балета. Во время Декады получило высокую оценку критиков, зрителей еще одно произведение, написанное Н. Г. Балдано. Это пьеса о современной бурятской деревне «Эржэн». Автор пьесы был и ее постановщиком. На бурятских спектаклях в Москве присутствовали руководители партии и правительства. По итогам Декады бурятский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина. Драматургу, актеру, режиссеру Н. Г. Балдано было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Не прекращалась работа театра и в годы войны. Первой бурятской пьесой на тему войны, поставленной на сцене, был спектакль Н. Балдано «Рыбаки Байкала». Патриотическую тему развивала также новая пьеса и постановка Н. Балдано «Бабжа-Барас батор» (1944г.)
В центре пьесы легендарный эпический образ героя бурятских исторических сказаний Бабжа-Барас батора, возглавившего борьбу бурят против иноземных поработителей. В роли Бабжи выступил Лх. Линховоин, его возлюбленной Уран-Гуа – молодая актриса Лидия Абушеева. Спектакль воспевал героизм защитников Родины, призывал к преданности Отчизне, и эта главная тема была созвучна периоду, переживаемому советским народом в дни войны.
В 1947 году состоялась премьера пьесы Н. Балдано «Баян гол» («Богатая долина»). Это произведение о сельских тружениках Бурятии в первые послевоенные годы, о заботах колхозников по выращиванию хороших урожаев. Главные роли исполняли известные артисты П. Николаев, Ю. Шангина, Б. Аюшин, Д. Дондуков, Н. Гендунова.
В 1950 году было принято Постановление Совета Министров Бурят-Монгольской АССР о реорганизации музыкально-драматического театра. К этому времени в театре фактически существовали две самостоятельные труппы – драматическая и музыкальная. И Советом Министров республики на базе драматической труппы был организован передвижной драматический, на базе музыкальной труппы открыт (ордена Ленина) театр оперы и балета.
Со вновь созданным передвижным театром объединили колхозный драматический театр – это было вторым рождением Бурятского драматического театра. В состав труппы вошли заслуженные артисты РСФСР Найдан Гендунова, Антроп Ильин, Николай Таров, заслуженные артисты Б-МАССР Жугдур Пагбаин, Юлия Шангина, Петр Николаев, Георгий Лосев, Жамсо Иванов, Дагба Дондуков, Софья Халтагарова, Буда Вампилов, Иван Миронов и др. Директором и главным режиссером театра в 1950 году был назначен Намжил Гармаевич Балдано. Занимаясь административной деятельностью по руководству новым театром, Н. Г. Балдано не оставляет и творческой деятельности. В 1950 году была поставлена его новая пьеса «У истока родника», посвященная теме развития животноводства в республике. Этой постановкой театр попытался откликнуться на важную проблему укрепления колхозов.
Театральный сезон 1953-54 годов открылся новой пьесой Балдано «Пламя великого костра» – о братстве и дружбе русского и бурятского народов за установление Советской власти в Забайкалье. Спектакль был поставлен выпускником ГИТИСа, режиссером Б. Аюшиным.
С 1954 по 1965 годы Н. Г. Балдано являлся председателем правления Союза писателей республики, избирался в состав правления Союза писателей СССР и РСФСР. С 1955 года до последних дней жизни возглавлял республиканский комитет защиты мира. Многолетняя активная работа на этом посту отмечена медалью «Борцу за мир». Трижды избирался депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, избирался Председателем Верховного Совета республики. За заслуги в области развития литературы и искусства Н. Г. Балдано награжден был орденами Октябрьской Революции. Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и многими медалями.
77 лет прожил Намжил Гармаевич. Из них 60 отданы искусству, литературе. Прожита была большая красивая жизнь, наполненная творчеством, высоким служением народу, и первые шаги на этом пути были сделаны в бурятском театре драмы, который отметил в этом году свое 85-летие.
23.10.2017 Автор: Валентина Бабуева - заведующая музеем ГБАТД имени Хоца Намсараева, заслуженный работник культуры РБ и РФ, кандидат культурологии
http://minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&ELEMENT_ID=16759